Статьи

Тренинговая компания "ТРИУМФ"
(тренинги, бизнес-игры, онлайн обучение)

5 элементов создания эффективной команды

Наличие лидера.

Собственник предприятия может жить вообще в другой стране, директор же решает стратегические задачи. Лидер может быть либо назначен (например, начальник отдела), либо выбран, т. е. так называемый неформальный лидер. Он уже и подбирает непосредственно команду. Хороший результат будет только тогда, если от руководства будут исходить четкие указания. Также на работе не должны вместе трудиться родственники, муж с женой, школьные друзья и т. п. Команда на работе должна выполнять свои должностные обязанности, а не заниматься личной жизнью. Лидер должен подобрать людей, которые могут и сработаться между собой, и обладать разными склонностями. Кто-то лучше ведет переговоры, кто-то грамотнее работает с документами, кто-то эффективно планирует работу отдела. Каждый сотрудник должен выполнять ту работу, в которой он наиболее силен. Но авторитет лидера должен быть непререкаемым.

Четко поставленные цели и задачи, эффективные коммуникации.

Команда должна точно знать, что нужно сделать за такой-то промежуток времени. Например, в апреле нужно увеличить продажи услуг компании на 20%. Во избежание конфликтов, перекладывания обязанностей друг на друга, ухода от ответственности, должны быть четко прописаны должностные инструкции на постоянной основе (согласно Трудовому Кодексу РФ) и временные — на период выполнения поставленной задачи. Если кому-то дается индивидуальное задание, то оно должно быть зафиксировано письменно, например, отправлено по электронной почте, объяснено устно, и обязательно должна быть просьба к этому сотруднику повторить это задание своими словами. Это позволит избежать недопонимания и улучшит память исполнителя.

Необходимость ценить работника как человека.

Необходимо уважать человека как самостоятельную личность: дать в каких-то вопросах возможность самостоятельно принимать решения, не спрашивая разрешения руководства, не подавлять инициативу, создать удобное рабочее место, разрешать в разумных пределах по необходимости отлучаться с работы с условием того, что пропущенное время будет отработано, и качество со сроками работы от этого не пострадают, спрашивать мнение сотрудника перед нововведениями в работе фирмы.

Организационная культура.

В теории менеджмента в качестве хрестоматийной приводят японскую организационную культуру. Но Россия взяла только некоторые элементы японского менеджмента, возведя их в ранг нелепых. Для работоспособной и эффективной команды не нужно распевать мантры, распугивая клиентов, напиваться до беспамятства на так называемых корпоративах, тратить деньги компании на командообразующие тренинги. Это не сплотит команду, скорее, наоборот.

Эффективная организационная культура принесет успех, если команда посетит всем составом обучающий семинар по своей профессии (улучшение переговорных навыков, изменения в законодательстве, увеличение продаж), если будут культурно справлять дни рождения и Новый год (руководство ограничит потребление спиртного), посетит какое-либо предприятие постоянного клиента и т. д.

Мотивация.

В период экономического кризиса очень часто руководство начинает экономить на том, на чем совершенно не следует: на клининге, на канцелярских товарах, и, самое ужасное, на заработной плате сотрудников. Вспоминаются времена СССР: устанавливают доску почета, вручают грамоты, объявляют благодарности... Ничто так не мотивирует российских работников, как деньги. За достойную заработную плату работники будут работать эффективно.

Индивидуальные вознаграждения должны быть полностью понятны коллективу, нельзя разводить зависть, интриги, доносительство — это разрушает здоровую рабочую атмосферу и снижает общую эффективность работы предприятия. А чтобы при этом сотрудники чувствовали себя единой командой, нужно выставить понятные и абсолютно прозрачные задачи (например, при выполнении месячного или квартального плана) отдел получит денежную премию в таком-то размере. Будет правильно, если эта команда сама поделит общую сумму (после чего сообщит необходимые данные в бухгалтерию при необходимости). Так стоит сделать хотя бы один раз: если поделят поровну — значит, задача по формированию единой работоспособной команды решена, если начнутся недовольства и конфликты, значит, где-то есть упущения, над которыми необходимо срочно поработать.

01.12.2016

TRIUMPH ACADEMY