Роль подкрепляющих факторов в формировании новой модели поведения у сотрудников

Если последствия события или действия повышают вероятность его повторения, оно называется подкрепляющим. Это своеобразное вознаграждение, поощряющее продолжение определенных видов деятельности.

Б. Ф. Скиннер, один из известнейших психологов-бихевиористов, продолжил экспериментальные исследования Торндайка. Он сконструировал клетку с рычажком внутри. Когда посаженная в клетку крыса нажимала на него, из специальной кормушки выпадала гранула сухого корма. Скиннер решил проверить, смогут ли крысы научиться использовать рычажок для получения пищи.

Задача оказалась сложнее, чем можно было представить, поскольку крысы не умеют пользоваться механизмами. Используя пищу как подкрепляющий фактор, Скиннер поощрял действия крыс, приближающиеся к требуемым. Постепенно корректируя поведение крыс, Скиннер приучил их нажимать на рычажок для получения корма. Обучение стало возможным благодаря тому, что определенные модели поведения крыс подкреплялись с помощью поощрения – пищи.

Различают два основных вида подкрепления рефлекторной реакции:

Позитивное подкрепление повышает вероятность повторения определенных действий.

Негативное подкрепление происходит при устранении неприятных или вредных раздражителей, что повышает вероятность повторения определенных действий.

Итак, модели поведения, подкрепляемые положительными или отрицательными факторами, повторяются с большей степенью вероятности. Два типа позитивных факторов, подкрепляющих поведение, имеют наибольшее влияние.

Первичные. Это подкрепление, эффективность которого не зависит от предварительной подготовки или обучения субъекта (например, пища или приятные ощущения). Дэвид Примак в 1971 году писал, что такие факторы легко определить: они соответствуют тем занятиям, которым люди посвящают большую часть свободного времени. Принцип Примака гласит, что повторяющиеся действия большей степени вероятности можно использовать для подкрепления повторяющихся действий меньшей степени вероятности. Это как обещание купить ребенку мороженое, чтобы он съел манную кашу: если ребенок хочет мороженого (большая степень вероятности), он будет есть манную кашу (меньшая степень вероятности).

Вторичные. Это поощрение, которое становится эффективным в процессе обучения или после приобретения организмом соответствующего опыта. При этом устанавливаются ассоциативные связи между первичными и вторичными подкрепляющими факторами. Формирование ассоциаций происходит точно так же, как при выработке классических условных рефлексов.


Определив, какие именно факторы подкрепляют поведение субъекта, можно использовать их в качестве формирования определенных действий. Например, работники офиса постоянно задерживаются в кафетерии после обеденного перерыва, несмотря на замечания менеджера. Что может сделать менеджер, чтобы его подчиненные возвращались вовремя? Прежде всего, ему нужно определить, что послужит поощрением для данных работников. Затем менеджеру следует вознаграждать каждого работника, совершающего желаемые действия (своевременное возвращение с обеденного перерыва). В качестве вознаграждения менеджер может использовать небольшие сувениры, наклейки, премии и т. п.

Вернемся на секунду к негативному подкреплению поведения. Это понятие многих сбивает с толку. Как может устранение неприятного раздражителя повышать вероятность повторения действий? Если вы когда-нибудь держали щенка, то знаете, какое это надоедливое создание, особенно в первый день. Он все время скулит, а ночью его повизгивание не дает вам уснуть. Когда вы поднимаетесь и подходите к щенку, чтобы посмотреть, в чем дело, он замолкает. Вы снова ложитесь, и скулеж возобновляется с новой силой.

В данной ситуации происходит негативное подкрепление вашего поведения. Визг щенка – неприятный раздражитель. Когда вы подходите к щенку, неприятный раздражитель устраняется – щенок замолкает. Это повышает вероятность того, что вы будете вставать и подходить к щенку каждый раз, заслышав его скулеж. Ваши действия подкрепляются негативным фактором. А поведение щенка подкрепляется позитивно (вашим приходом).

Были бы эффективными меры, предпринимаемыми менеджером для укрепления производственной дисциплины, если бы он отложил подкрепление желаемых действий, скажем, до Рождества? Нет. К тому времени работники и думать забыли бы о своих опозданиях. Они бы приняли сувениры, но эти подарки не воспринимались бы как поощрение.

Исследования, проведенные Г. Грайсом и К. Спенсом, показали, что следует подкреплять нужные действия немедленно или с минимальным разрывом во времени, иначе ассоциативные связи между ними ослабевают.

TRIUMPH ACADEMY

26.04.2017

Leave a Comments