Виды бизнес-тренингов

А.С. Пушкин: «Мы все учились понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь».

Слова великого русского классика и сегодня не теряют своей актуальности — они отражают положение дел и в современном образовании: сначала на школьной, а затем на институтской скамье обучаемого погружают в бескрайний поток фундаментальных и специализированных знаний, безусловно нужных и в  необходимости которых можно серьезно усомниться. Тоже можно сказать и о самообразовании: часто человек, пребывая в погоне за получением новых компетенций и навыков, становится заложником огромного объема информации: знания он получает, но сферу применения обнаружить невозможно. Если  еще учесть все возрастающие темпы устаревания информации, то на выходе мы получаем армию специалистов, имеющих достаточно обширные поверхностные знания, тех самых специалистов, которые учились «чему-нибудь и как-нибудь».

Сложившаяся ситуация формирует потребность в создании и реализации новых методик обучения, способных развивать у сотрудников личностные и профессиональные компетенции, которые реально бы способствовали их развитию как специалистов, а значит повышали бы жизнеспособность организации в жесткой конкурентной среде.

Удовлетворению такой потребности способствовало зарождение в 40-х годах XX века в Соединенных Штатах и Западной Европе бизнес-тренингов.

Итак, что же такое тренинг?

Тренинг  от английского «training»  — подготовка, обучение, тренировка  — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Тренинги не являются продолжительной программой обучения и проходят в течение достаточно короткого отрезка времени: от нескольких часов до нескольких дней, при этом недостаток часов занятий (зачастую невозможно отвлекать специалистов организации от рабочих мест на долго) компенсируется интенсивным характером проведения.

Особенностью тренингов, и, возможно, одним из их главных преимуществ является вовлечение участников в проведение занятий: их лишают привычной роли слушателей лекции (или в лучшем случае старательных стенографистов), тем самым повышая степень развития и закрепления у сотрудников профессиональных или личностных навыков. Правильно организованный тренинг обладает свойством предметности – т.е. его целью является не пространный рассказ или рекомендация «обо всем на свете», а вполне определенное воздействие на участников, влекущее совершенствование отдельных сторон сотрудника как личности, так и профессионала – каких именно – определяется видом тренинга.

Большинство тренингов можно разделить на 4 группы: коррекционные и личностно-развивающие, целью которых является корректировка и развитие личностных качеств сотрудника, образовательные, с помощью которых реализуется предоставление участникам информации необходимого для выполнения поставленных задач объема и качества в короткие сроки, и бизнес-тренинги.

Бизнес-тренинг – это обучение, направленное на повышение эффективности деятельности сотрудников и практическое использование полученных знаний в интересах организации в условиях современной конкурентной среды.

тренер у флипчарта

Выделяют девять основных видов бизнес-тренингов:

  1. Бизнес-тренинги для руководителей, направленные на повышение оперативности и точности принимаемых начальником решений, расширение арсенала методов управления подчиненными, противодействия конфликтам.
  2. Тренинги лидерства – развивают способность сотрудника возглавлять и управлять коллективом, отстаивать верную точку зрения, несмотря на давление, которое может оказываться внешней средой, воздействовать на подчиненных посредством авторитета, а не административных рычагов.
  3. Тренинги переговоров – направлены на развитие коммуникативных навыков, повышение степени контроля эмоций, изучение способов правильного построения диалога, выхода из конфликтных ситуаций, т.е. навыков, необходимых переговорщику для достижения выгодных для организации условий в ходе взаимодействий с партнерами и клиентами.
  4. Стресс-менеджмент – необходим в организациях с высокой интенсивностью труда, такой вид тренинга призван диагностировать причины стрессовых ситуаций и смягчить их воздействие на сотрудников. Особую популярность среди руководителей данный вид тренинга приобрел после кризиса 2008 года, когда условия внешней среды оказывали сильное негативное влияние на работников.
  5. Тренинги по проведению публичных выступлений – учат преодолевать стеснительность и волнение перед аудиторией, навыкам взаимодействия с ней во время выступления, правильному построению структуры публичной речи.
  6. Тренинги командообразования направлены на сплочение коллектива, решение внутренних проблем в отношениях сотрудников. Посредством тренинга командообразования возможно эффективно создавать рабочие.
  7. Тренинги продаж — учат сотрудников грамотно продавать свой товар, искать подход к клиентам, рассказывают, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
  8. Тренинг эффективного проведения совещаний — дает навыки планирования совещаний, выстраивания их графика, работы на результат.
  9. Тайм-менеджмент – популярное сегодня направление тренинга, связанное с обучением эффективного использования личного и рабочего времени, формированием способности определять приоритетность целей и задач.

С начала 2000-ых годов в России наблюдается рост потребности в бизнес тренингах, причиной тому может быть с одной стороны усложнение структуры продукции, создаваемой организациями, с другой  — появление нового поколения руководителей, которые в силу отсутствия консервативных взглядов, привитых советской действительностью, готовы прибегать к услугам бизнес-тренеров для обучения персонала организации.

Рынок бизнес-тренингов сегодня представляется достаточно насыщенным, однако качество проводимых занятий, отсутствие той самой возможности применить полученные знания на практике, позволяют говорить о том, что многим организациям, осуществляющим деятельность в сфере проведения тренингов еще необходимо пройти долгий путь совершенствования для того, чтобы оказывать клиенту реально эффективные услуги.

Следовательно, при проведении тренингов в организации необходимо обращать пристальное внимание на репутацию организации, опыт ее работы на рынке тренинговых услуг. Заказчик должен четко ставить цели, которые будут достигаться посредством проведения тренингов, исходя из них будут определены виды необходимых тренингов, количество занятий, число часов, которые необходимо посвятить практике.

Некоторые организации идут по иному пути и нанимают штатного бизнес-тренера. В таком подходе есть как положительные стороны: уже известна квалификация, работающего в организации специалиста, с другой стороны – отнюдь не каждый специалист способен решать все многообразие задач, возникающих в ходе деятельности организации, не всегда способен непредвзято оценить действия руководства.

Как бы то ни было, потребность организаций в тренингах со временем будет только возрастать, думается, что и классификация их видов будет только расширяться под воздействием спроса на тренинги, которые бы отражали специфические условия той или иной отрасли. Остается надеяться, что и качество услуг, оказываемых в сфере проведения тренингов, будет только расти.

06.02.2016

TRIUMPH ACADEMY

Leave a Comments